Самообразование

27 марта 2023г

                                                                УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!! ЗНАКОМИМ ВАС !!!

      Технология «Портфолио дошкольника»

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

 

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  И. Руденко

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают 

определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).



 

18 декабря 2022г

Уважаемые наши родители! Продолжаем знакомится с технологией! 

АЛГОРИТМИКА ДЛЯ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Создание условий для развития алгоритмического мышления, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному поиску через применение программируемого мини-робота Bee-Bot «Умная пчелка».

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей элементарных навыков программирования, умение задавать роботу план действий и разрабатывать для него различные задания.
  • Обучать способам составления элементарных алгоритмов,
  • Учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям;
  • Развивать навыки планирования своей деятельности и оценки ее эффективности.
  • Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речь.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию готовности к сотрудничеству в команде, умению выражать свою точку зрения и совместно достигать результат.
  • Развитие у старших дошкольников элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных и т.д.) посредством работы с мини-роботом.
  • Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
  • Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе познавательной деятельности.


  • ЗНАКОМИМ ВАС 
  • Набор роботов Bee-Bot (1 комплект):

    • Прочный и компактный дизайн.
    • Четкие и яркие кнопки.
    • Безопасен в использоваь
    • Простое и понятное программирование, не связанное с использованием компьютера.
    • Память до 40 шагов.
    • Точные перемещения шагом в 15 см, и поворотом в 90°.
    • Звуки и сверкающие глаза, подтверждающие исполнение ваших инструкций.
    • Простая зарядка через USB компьютера или через сетевой адаптер.
    • Вспомогательные материалы: различные поля, аксессуары, методические разработки, компьютерная программа и приложение для iPad имитирующие игру с Bee-Bot.

    

15 СЕНТЯБРЯ 2022Г

ТЕХНОЛОГИЯ "АЛГОРИТМИКА"




Алгоритм – это набор простых инструкций, объясняющих, как выполнить задачу.

Занятия алгоритмикой развивают умение планировать этапы и время своей деятельности. Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи. Позволяют оценивать эффективность своей деятельности. Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие «функция» и в сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей. Работа в команде развивает коммуникативные способности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, не используя современные гаджеты.

Интеллектуальные игры по программированию для детей дошкольного возраста направлены на:

- развитие интересов детей, их любознательности;

- формирование познавательных действий;

- становление самостоятельности;

- развития эмоциональной отзывчивости.

В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.

Нам хочется поделиться своим педагогическим опытом использования технологии алгоритмика в работе с младшими дошкольниками.


27 июня 2022 г

Технология - модель "ТРЁХ ВОПРОСОВ"

ИТОГ ВНЕДРЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ В НАШЕЙ ГРУППЕ 

Основное предназначение данной образовательной технологии — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей, то есть она дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» в условиях внедрения ФГОС актуальна, эффективна, интересна и обладает огромным потенциалом. Данная технология отвечает назначению федерального государственного образовательного стандарта — модернизировать дошкольное образование в России, сделать его современным и повернуть лицом к ребенку и его семье, продвигает ценность развивающего вариативного дошкольного образования и фактически закладывает основу для модернизированного проекта.

Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

• самостоятельно ставить вопросы

• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»

• придерживаться выбранной цели

• доводить начатое дело до конца

• согласовывать свои действия с действиями других детей

• использовать полученные знания в разных видах деятельности

• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами

Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.



26 мая 2022

Детское планирование - модель "Три вопроса"

Введение:

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

тем больше он знает и усвоил,

тем большим количеством элементов действительности

он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях

будет его творческая, исследовательская деятельность»

(Лев Семёнович Выготский).

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы реализации образовательного процесса, в числе которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Другими словами, задача педагога – создать такие условия, такую образовательную среду, в которой будет возможность:

- непосредственного общения с каждым ребенком;

- свободного выбора детьми вида деятельности;

- свободного выбора участников деятельности;

- принятия детьми решений и выражения своих мыслей, чувств;

- развития коммуникативных способностей.

За основу взята образовательная технология «Модель трех вопросов, которая актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Суть этой образовательной технологии заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

1.                 Что мы знаем?

2.                 Что мы хотим узнать?

3.                 Как узнаем об этом?

Сам процесс деятельности состоит из четырех этапов:

1.                 Выбор темы.

2.                 Планирование.

3.                 Реализация проекта.

4 Завершение проекта с дальнейшей презентацией.       

Для реализации этой цели нужно разработать стенд

 « Домик почемучки».


Для изготовления «Домика почемучки» использовать современные, доступные и безопасные для детей материалы: лист полипропилена, и прозрачные кармашки. Куда можно было бы добавлять необходимый материал по теме. Для того, чтобы домик был интересным для детей, расположены смайлики которые могли бы помочь не читающим дошколятам понять для чего этот кармашек. Рядом со смайликом находится надпись: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как об этом  узнать», «Что мы узнали!» и «Наши планы». Ниже, под стендом располагается полочка, которая служит для размещения наглядного материала по текущей теме.

В процессе разработки стенда «Домика почемучки» мы учитываем , чтобы в процессе работы был услышан каждый ребенок, и каждый достиг результата. А что для этого нужно: 1. Интерес (он уже есть, ребенок сам сказал, что ему это интересно). 2. Ресурс (в данном случае – педагог, который создает условия для деятельности ребенка). А теперь просто не мешайте, и ребенок обязательно достигнет результата.

Вот, например, возникла тема о ягодах, что делать с этим дальше?

Первое — "Что мы знаем о ягодах?". Ягоды бывают разные на вкус. Ягоды бывают разного цвета. Ягоды бывают съедобные и не съедобные.  Все ответы, идеи детей записываю на стикеры который прикрепляю рядом с кармашком. Возле каждой записанной идеи ставлю имя ее автора. Получается своего рода наглядный план работы над темой. Информация иссякает, переходим ко второму пункту - "Что мы хотим узнать о ягодах?" Где растут ягоды? Какая самая большая ягода? Чем полезны ягоды? Какие ягоды нельзя есть? Опять дети делятся своим мнением, а если у меня возникает своя идея, что хочу узнать, тоже вношу эту идею, наравне со всеми и фиксирует её.

И вот третий пункт - "Что нужно сделать, чтобы узнать?" Опять мнения детей. Здесь у меня разработаны символы. Дети могут посмотреть и выбрать куда можно обратиться.

И так, что мы можем запланировать исходя из полученных ответов:

Сделать мини книгу рецептов «Полезное варенье, по бабушкиному

рецепту».

Сделать коллаж «По малину в сад пойдем».

Фото альбом «Ягодки в саду»

Выставка рисунков «Мои любимые ягодки».

В  разделе «Что мы узнали?» пишем и рисуем ответы на вопросы. Оказывается, что арбуз самая большая ягода! Что есть опасные ягоды, которые на вид красивые, но очень ядовитые!

                              

                                 Символы

 

ПОДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

СПРОСИТЬ У ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

 

ПОСМОТРЕТЬ В КНИГАХ

 

 

 

ПОСМОТРЕТЬ ТЕЛЕПЕРЕДАЧУ,ВИДИОФИЛЬМ.

 

ПОНАБЛЮДАТЬ

 

ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ

 

 

 

ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ У КОМПЬЮТОРА

 

 

 

СВЯЗАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

 

 

НАПИСАТЬ ПИСЬМО ЛЮБОЗНАЙКЕ

 

Результатом внедрения методики «5 вопросов» является развитие у ребенка следующих качеств:

•самостоятельность и инициатива,

•творческое воображение,

•интерес к познавательной деятельности,

•умение планировать свои действия и достигать результата,

•умение самостоятельно придумывать и задавать вопросы, выражать свои мысли, желания, чувства, делать выводы.

Заключение.

Работа с применением модели «3 вопросов» интересна, увлекательна и обладает огромным потенциалом. Но для её эффективности важно соблюдать одно важное условие – внимание к деталям. Это доступность разнообразных материалов, поддержание интереса к деятельности через использование «подсказок», схем, карт деятельности, внимание к каждому ребенку, вовлечение родителей. Педагоги и родители должны всегда помнить о том, что они являются важной частью среды развития ребенка, «живым ресурсом», без которого ребенок не может полноценно развиваться. На практике я убедилась, что «Модель пяти вопросов» актуальна и очень эффективна. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с педагогами, сверстниками, родителями, что позволяет сформировать все необходимые навыки, создать предпосылки для учебной деятельности.

Используемая литература и ресурсы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

4. detskijsad…klas…vospitatelei…proektov.html

5.  Детский сад» Разное…-po-teme-frukty-sad


4 апреля 2022г

Аналитический отчет по реализации ИОМ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи в младшей группе»

Работая с детьми  группы, возникла проблема с тем, что у них неразвита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. 
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является мнемотехника. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. 
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Сначала я включила в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже я начала использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). Например, по мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы. Далее стали использовать мнемосхемы для запоминания стихов по темам недели и мнемосхемы для пересказа сказок.

25 августа 2021 год

Подведение итогов использования в нашей группе "МНЕМОТАБЛИЦ"

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и  воспроизводят текст.

Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей. Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Этот метод позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному использованию описательно-повествовательного типа речи, рассуждения. На следующий учебный год продолжаем принимать данную технологию для дальнейшего развития речи детей!!!

 21.04.2021

Индивидуальный план по самообразованию

1. Тема: «Развитие речи детей посредствам современных и развивающих  технологий »

2. Ф.И.О. педагога:  Царегородцева Ольга Владимировна

3. Стаж работы: 9 лет

4. Дата начала работы над темой: 01.09.2021год

5. Предполагаемая дата окончания работы: 01.06.2026 года

Цель: Освоить  эффективность мнемотехники и внедрить в работу с детьми раннего возраста, развивая речь.

7. Задачи:

1. Изучить методическую литературу по мнемотехнике

2. Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития  речи детей раннего возраста

3 Развитие речи и пополнение словарного запаса.                                                         4 Преобразование образов в символы.                                                                        5.Развитие памяти, внимания и образного мышления.                                                    6. Развитие мелкой моторики.                                                                                          7.Развитие творческих способностей, фантазии.                                  

                                                            

 

8. Перспективный план работы на 2020-2021 учебный год

Сентябрь  – февраль

1 Работа с методической литературой.

Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи

детей посредством мнемотехники.

Изучение методической литературы по данной теме:

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста»;

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория»,

Методическое пособие Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:

Интернет – ресурсы.

2 Разработка плана работы по данной теме.

3 Ознакомление родителей с работой по развитию речи детей раннего возраста.

Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами

воспитания и развития речи детей по средствам мнемотехники

4 Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

Цель: составить картотеку

 

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

МАРТ

1.Определить

систему работы с

детьми,

обеспечить ее

целенаправленность и результативность.

 

1.Выступление на педагогическом часе, консультация и распространение опыта по теме «Использование мнемотехники в развитии

речи детей раннего возраста».

1.Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития

связной речи у детей».

Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».

 

2.Знакомство с

символами

мнемотехники

(рассматривание

таблиц и квадратов,  и разбор

того, что на ней

изображено)

 

2.Размещение материала по данной теме в блоге

oliadetki.blogspot.com

2.Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей раннего

дошкольного возраста»

3.Тематические

консультации «Как

учить стихи

играючи»

 

3.Внедрение и использование мнемотаблиц и мнеквадратов для заучивания стихотворений и чтения сказок

 

4.Привлечение родителей к совместной работе по «мнемотехнике»

Практические выходы:

1.Родительское собрание

2.Картотека мнемотаблиц

3. Папка передвижка «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

4. Выставка мнемотаблиц для родителей

 5.Чтение детям сказок и стихов по мнемотаблицам, мнемоквадратам

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

АПРЕЛЬ

 1.Используем мнетаблицу при разучивании стихотворения «Весна»

Пальчиковой гимнастики. «Мышка», «Дом»

 

 

 Размещение картотеки материала по данной теме в блоге

oliadetki.blogspot.com

1. Вовлечены в процесс речевого развития детей;

2.Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

 

 

2. Чтение сказок и стихов по мнемоквадратам.

 

 

2. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении

простейшей мнемотаблицы дома

на тему  «Моя игрушка»

 


Тема по самообразованию:

 "Использование мнемотехники  

в развитии речи детей раннего дошкольного возраста"




 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения